Забайкальский край, г. Борзя,
ул. Шамсутдинова, 12

+7 (914) 141-32-26
ds_kdet.borz@zabedu.ru

Новости

 

«Гжель» - одно из наиболее известных народных художественных промыслов Подмосковья.

Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.

После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи.

Посуда становиться блестящей.

Прочитать стихотворение

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Эта роспись имеет свои элементы. Все они имеют свои названия.

(показ презентации: «Элементы Гжели»)

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

Из чего делали мастера изделия? (из глины)

Какие изделия лепили мастера? (посуду)

Как украшали свои изделия?

Какие цвета использовали мастера? (синей, голубой и белой)

Где расположен цветок? (в центре, в середине)

Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?

Где надо закрашивать синей краской полностью? (по краю, дно, ручку)

С чего начинаем расписывать узор?

(с крупных деталей, лепестки, сердцевинки, стебель, листья)

Что расписывать потом? (край чашки, дно, ручку)

А что ещё создают гжельские мастера?

(игрушки, небольшие скульптуры)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Вы правильно ответили на все вопросы.

Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, ("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)

Воспитатель: Молодцы хорошо отдохнули

И вот сегодня вы будите настоящими мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Подойдите к столам и посмотрите на краски, которые я вам приготовила, все ли необходимые цвета у вас есть?

(нет, не хватает голубой краски)

Верно, не хватает голубой краски.

Что мы будем делать? (ответ детей)

Правильно, смешаем на палитре белую краску с синей. Напомнить:

(её должно быть больше, чем синей)

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте рассмотрим, какими элементами украшены изделия на посуде.

(Дети рассматривают посуду)

Воспитатель: Как же они называются?

(Кружки, точки, полосы, бордюры, капельки)

Воспитатель: Молодцы, всё вы уже знаете. Это значит, что пришла пора стать вам народными умельцами. У меня есть для вас работа. Давайте попробуем создать чайный сервиз.

Воспитатель: А кто из вас знает, что такое сервиз?

(Дети приводят варианты ответов.)

Воспитатель: Сервиз – это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. И на сервизах все узоры одинаковые. Поэтому каждый на своей посуде будем рисовать вот такой узор. (На доску выставляется образец - розы)

У вас на столах лежат заготовку сервиза, вам останется только нарисовать узор.

И у нас тогда получится настоящий сервиз.

Последовательный показ с объяснением:

  1. Для работы нам понадобится краска синего и голубого цвета.

(смешиваем краску синюю и белую).

  1. Основной элемент всегда расположен в центре изделия.

Основным элементом росписи будет роза.

(Объяснение рисования розы).

  1. Розу мы рисуем двойным цветом.
  2. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать лепесток. На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий.
  3. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисоватьс нажимом протяжный мазок. (Показ)
  4. А какие элементы еще составляют узор? (дополнительные элементы: линии, веточка, капельки).
  5. Каким цветом мы будем рисовать дополнения? (Голубым)

Молодцы, сейчас мы немного разомнём наши пальчики и приступим к самостоятельной работе.

Провести пальчиковую гимнастику: «Посуда»

Долго, долго целовала

И ласкала их она, (Поглаживают тыльную сторону ладоней)

Поливала, умывала,

Полоскала их она (Потирают ладони друг о друга)

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать, (Сжимают и разжимают пальцы)

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!» (Хлопают в ладоши)

Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули: («Фонарики»)

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!» (Полетели, зазвенели)

Да к Федоре прямо в печь!

Стали жарить, стали печь! (Вытягивают ладошки вперед - 4 раза)

Практическая работа.

Практическая часть:

Дети самостоятельно выполняют работу. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора, по ходу занятия помогать советом, обращать внимание на последовательность выполнения, а так же на то, какую кисточку лучше взять для выполнения определённых элементов.

Индивидуальная работа с детьми не справляющимся с заданием помогает советом.

После того, как роспись завершена, предложить детям «расставить» свою посуду на отдельный столик для просушки. Дети любуются и рассматривают свои работы.

Предложить оценить работы товарищей:

  1. правильно ли нарисован узор,
  2. правильно ли подобраны цвета,
  3. какая из работ больше всего похожа на настоящую, гжельскую роспись.

Заключительная часть.

Воспитатель: Наше путешествие к Гжельским мастерам подошло к концу. Вы не только порадовали меня своим мастерством сегодня, а также помогли создать замечательный и чудесный сервиз.

Какие вы всё-таки, молодцы!

Ребята, а теперь пожалуйста давайте ответим на мои вопросы :

А из чего делают гжельскую посуду?

-Какой основной узор гжели?

- Какие дополнительные узоры в гжельской росписи?

-А какой цвет любит гжель?

-А что такое сервиз?

Помочь: Это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. Роспись на всех приборах одинакова.

Воспитатель: читает стихотворение:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Синие розы по белому фону

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

После просушки оформляется выставка в виде чайного сервиза.

Элементы Гжельской росписи.